hartiya 1140
Впереди дополнительные упрощения

Впереди дополнительные упрощения

19 июня проведен вебинар на тему «Преимущества получения статуса уполномоченного экономического оператора».

19 июня проведен вебинар на тему «Преимущества получения статуса уполномоченного экономического оператора».

Вебинар провела Светлана Гришина, главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных процедур и таможенного контроля Приволжского таможенного управления. Прежде всего она отметила, что институт уполномоченного экономического оператора является оптимальной моделью взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами, и напомнила, кто может претендовать на статус уполномоченного экономического оператора в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС. Она сообщила, что в настоящее время уполномоченным экономическим операторам предоставляются 17 специальных упрощений, виды и количество которых зависят от типа свидетельства. Перечень специальных упрощений для УЭО содержится в статье 437 ТК ЕАЭС. При этом данный перечень не является исчерпывающим. 3 сентября 2022 года вступило в силу Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июля 2022 года № 114 «Об определении специального упрощения, предоставляемого уполномоченным экономическим операторам», которое предусматривает новое специальное упрощение для УЭО со свидетельствами второго и третьего типа –совершение операций по маркировке средствами идентификации находящихся на временном хранении иностранных товаров уполномоченных экономических операторов без разрешения таможенного органа (проще говоря, дается право маркировать товары на площадках оператора). «По информации ФТС, у уполномоченных экономических операторов будет новое специальное упрощение, которое позволяет использовать площадки оператора для хранения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада без включения в реестр владельцев таможенного склада, – рассказала Светлана Гришина. – Также в ближайшей перспективе ФТС планирует реализовать дополнительные упрощения, такие как сокращение сроков выдачи разрешительных документов; приоритетный порядок получения разрешительных документов; возможность нанесения обязательной маркировки после ввоза товаров на территории УЭО; упрощение подтверждения страны происхождения в рамках соглашений о свободной торговле; использование собственных исследований для оценки соответствия товаров; сокращение перечня процедур для оценки соответствия товаров; приоритетный порядок получения документов для оценки соответствия товаров; автоматический выпуск при ввозе многокомпонентных товаров». 

Затем докладчица перечислила преимущества получения статуса уполномоченного экономического оператора: юридическое лицо относится к категории низкого уровня риска с даты включения в реестр УЭО; участие по умолчанию в проектах, в рамках которых минимизировано применение различных форм таможенного контроля; проведение осмотра или досмотра в случае назначения в первоочередном порядке; совершение таможенных операций, связанных с прибытием, убытием, таможенным декларированием и выпуском товаров, в первоочередном порядке; экономия финансовых средств при временном хранении на территориях УЭО и щадящие требования к обустройству территорий УЭО по сравнению с СВХ; возможность завершения таможенной процедуры таможенного транзита на своих территориях; выпуск до подачи ДТ без ограничения по категориям товаров. Кроме того, уполномоченный экономический оператор может заявить выпуск до подачи ДТ при помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, свободного склада, временного ввоза без уплаты таможенных платежей. «Это фактически дает оператору беспроцентную рассрочку, товары уходят в производство, а платежи по ним уполномоченный экономический оператор платит при подаче таможенной декларации до 15-го числа следующего месяца, – пояснила докладчица. – Компания, не являющаяся уполномоченным экономическим оператором, выпуск до подачи ДТ может заявить только в отношении одной таможенной процедуры – выпуск для внутреннего потребления при обязательном условии обеспечения уплаты таможенных платежей».  

Следующие преимущества: статус УЭО признается на всей территории ЕАЭС; уполномоченные экономические операторы имеют право не предоставлять обеспечение при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, при выпуске товаров с особенностями, предусмотренными статьями 121 и 122 ТК ЕАЭС, то есть до завершения проверки документов и сведений, а также до получения результатов таможенной экспертизы; при отсрочке уплаты таможенных пошлин. 

Важным преимуществом является взаимное признание статуса уполномоченного экономического оператора с иностранными государствами. По словам Светланы Гришиной, пока это предусмотрено только для УЭО со свидетельством третьего типа, но возможно вскоре распространится на всех операторов. Она сообщила, что в ближайшее время статус УЭО будет признаваться в Таджикистане, Узбекистане, Иране, Индии. А пока взаимное признание статуса УЭО действует между Россией и Китаем. С российской стороны участниками проекта становятся по умолчанию все УЭО со свидетельством третьего типа, с китайской стороны – все операторы КНР, которых насчитывается более 6 тысяч. Были внесены изменения в порядок заполнения декларации на товары, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения» (Решение Коллегии ЕЭК от 12 апреля 2022 года № 58. – прим. ред.): в графе 2 декларации на товары при импорте или в графе 8 ДТ при экспорте необходимо всего лишь указать сведения об идентификационном номере иностранного контрагента – уполномоченного экономического оператора. 

В заключение Светлана Гришина кратко напомнила процедуру получения статуса УЭО и призвала участников ВЭД активнее получать статус уполномоченного экономического оператора.


ОС ФТС

Для участников ВЭД