hartiya 1140
Таможенники разъясняют новую редакцию непреференциальных правил

Таможенники разъясняют новую редакцию непреференциальных правил

24 мая прошел вебинар об особенностях подтверждения происхождения товаров, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка.

24 мая прошел вебинар об особенностях подтверждения происхождения товаров, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка.

Вебинар провели Сергей Пономарев, начальник отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров СТУ, и Янина Кочубей, старший таможенный инспектор отдела товарной номенклатуры и происхождения товаров СТУ. 

Об изменениях, внесенных в непреференциальные правила определения происхождения товаров, которые вступили в силу 8 февраля этого года, рассказал Сергей Пономарев. Он напомнил, что согласно непреференциальным правилам (Решение Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49) происхождение товаров из стран, не являющихся членами ЕАЭС, подтверждается декларацией о происхождении товара либо сертификатом о происхождении товара. По ранее действовавшей редакции правил сертификатом подтверждалось происхождение товара в случае выявления недостоверных сведений в декларации о происхождении товара либо в случае применения мер защиты внутреннего рынка, обусловленных происхождением, в отношении аналогичных товаров, ввозимых на территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая стоимость которых до 1 апреля 2022 года превышала 150 долларов, затем – сумму, эквивалентную 1500 евро, с 1 января 2024 года – 200 евро. По новой редакции правил с 8 февраля этого года для подтверждения происхождения товаров, аналогичных тем, в отношении которых применяются защитные меры, может использоваться декларация о происхождении, если общая стоимость партии аналогичных товаров не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, либо аналогичные товары ввозятся на территорию Союза в рамках международных договоров и их происхождение подтверждено сертификатом, выданным в соответствии с такими международными договорами за исключением товаров, аналогичных тем, в отношении которых в соответствии с Договором о ЕАЭС применяются ответные меры или меры защиты внутреннего рынка, обусловленные происхождением товаров. 

Подробнее Сергей Пономарев остановился на тех аспектах, по которым участники ВЭД часто допускают ошибки. Так, при утрате или повреждении оригинала сертификата на бумажном носителе допускается применять дубликат, изготовленный уполномоченным органом на новом бланке. Срок применения дубликата составляет 12 месяцев с даты выдачи, как подчеркнул спикер, оригинала сертификата. Документом о происхождении подтверждается происхождение одной партии товара, в отношении которой таможенные операции, связанные с декларированием и выпуском товаров, совершаются в одном таможенном органе. Это означает, что документом о происхождении товара не могут выступать договоры, заключенные на более чем одну партию товара, а также сертификаты, выданные на несколько товарных партий. Кроме того, правилами предусмотрена 5% погрешность превышения веса брутто, указанного в документе о происхождении товара, но фактическое превышение веса нетто товара или иных количественных характеристик товаров, указанных в документе о происхождении, не допускается. Заполняя сертификат, необходимо указывать наименование и адрес экспортера (производителя, продавца или отправителя товара – отправитель введен новой редакцией правил). Также в сертификате указывается наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя и описание товара, достаточное для идентификации его таможенным органом с товаром, заявленным при декларировании. В дополнение к описанию товара допускается указывать реквизиты инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа для использования, содержащегося в них описания товара в целях его идентификации. Если в сертификате недостаточно места для указания всей информации о товарах, используются дополнительные листы бумаги, заверенные печатью уполномоченного органа, в качестве которых можно использовать инвойс, спецификацию к контракту или иного товаросопроводительного документа, содержащего описание товара, позволяющее произвести его идентификацию, и иные сведения о товаре. Такие документы должны быть обязательно заверены печатью уполномоченного органа. «То есть если в сертификате указаны реквизиты инвойса, такой инвойс может выступать в качестве дополнительного листа к сертификату только в случае, если на нем проставлена печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат», – подчеркнул докладчик. Особо он отметил, что в соответствии с пунктом 36 правил в случае, если товар является аналогичным товару, в отношении которого применяется ответная мера, обусловленная происхождением, то происхождение такого товара в этом государстве подтверждается исключительно сертификатом. В соответствии с пунктом 25 правил сертификат может быть выдан уполномоченным органом страны, из которой происходит товар, или страны, из которой товар вывозится на территорию Союза. «Выявляются случаи, когда непреференциальный сертификат выдается не страной вывоза и не страной происхождения. Это является нарушением. Достаточно часто бывают случаи, когда непреференциальный сертификат выдан Эстонией Польше. И участники ВЭД представляют этот сертификат в целях подтверждения происхождения товаров, входящих в постановление Правительства РФ № 788. Такие сертификаты мы не принимаем», – сказал Сергей Пономарев.

Подробнее о ситуации с ответными мерами рассказала Янина Кочубей. Она сообщила, что в настоящее время ответная мера применяется Российской Федерацией только в отношении определенного перечня товаров, аналогичных товарам, происходящих из США. Данный перечень установлен постановлением Правительства РФ от 6.07.2018 № 788 в связи с применением США с 2018 года защитной меры в отношении импорта продукции из стали и алюминия, происходящих из РФ. Докладчица пояснила, что в новой редакции непреференциальных правил содержится понятие «ответные меры» – это меры, которые применяют государства-члены в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Договора о ЕАЭС. Согласно этому пункту в случаях, предусмотренных международными договорами государств Союза с третьими сторонами, государства – члены ЕАЭС вправе применять в одностороннем порядке в качестве ответных мер повышенные по сравнению с Единым таможенным тарифом ставки ввозных таможенных пошлин, а также в одностороннем порядке приостанавливать предоставление тарифных преференций при условии, что механизмы администрирования таких ответных мер не нарушают положения Договора о Союзе. Согласно статье 40 федерального закона от 8.12.2003 № 164-ФЗ  Правительство Российской Федерации имеет право вводить особые меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью.  Постановлением Правительства РФ от 6.07.2018 № 788 в качестве ответной меры установлена повышенная ставка ввозной таможенной пошлины размером 25-40% на отдельные товары, происходящие из США, среди которых инструменты товарных позиций 8207 и 8209 ТН ВЭД ЕАЭС, товары 84-й группы, транспортные средства для перевозки грузов товарной позиции 8704 и волокна оптические. В соответствии со статьей 37 Договора о Союзе в случае, если с третьей стороной не установлены правила определения происхождения товаров, то в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров, происходящих из этой страны, до момента принятия соответствующих правил применяются именно непреференциальные правила. «Согласно новой редакции непреференциальных правил в случае, если товар является аналогичным тому, в отношении которого государством – членом ЕАЭС применяется ответная мера, обусловленная его происхождением, то происхождение такого товара подтверждается исключительно сертификатом», – отметила докладчица. Она подчеркнула, что пунктом 36 правил не предусмотрена возможность подтверждения происхождения товаров декларацией о происхождении в зависимости от таможенной стоимости, как это возможно для товаров, в отношении которых применяется мера защиты внутреннего рынка. Представление сертификата о происхождении не требуется только при условии уплаты таможенной пошлины по повышенной ставке. «Пунктом 6 статьи 314 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено: если в таможенной декларации заявлено, что происхождение товаров неизвестно либо считается неподтвержденным, то ввозные таможенной пошлины исчисляются исходя из ставок, установленных Единым таможенным тарифом, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе. В отношении товара применяются иные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры зашиты внутреннего рынка в случае, когда применение таких мер зависит от происхождения товаров, если иное не установлено в соответствии с Договором о Союзе. Таким образом, в случае неподтверждения происхождения товара, соответствующего по коду ТН ВЭД товару, в отношении которого постановлением Правительства РФ № 788 введены ответные меры, в соответствии с пунктом 6 статьи 314 Таможенного кодекса подлежат применению установленные данным постановлением ставки ввозной таможенной пошлины», – резюмировала Янина Кочубей.


ОСФТС

Для участников ВЭД