hartiya 1140
Сложная ситуация

Сложная ситуация

21 мая состоялось очередное заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике, на котором обсуждались проблемы участников ВЭД по подтверждению страны происхождения товаров, возникшие с февраля этого года.

21 мая состоялось очередное заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике, на котором обсуждались проблемы участников ВЭД по подтверждению страны происхождения товаров, возникшие с февраля этого года.

Провел заседание председатель Совета ТПП РФ по таможенной политике, заместитель председателя Общественного совета при ФТС России Георгий Петров, который во вступительном слове отметил, что тема, связанная с сертификатами о происхождении товаров, затрагивалась не раз, но в нынешней ситуации, когда в отношении России ужесточаются санкции, этот вопрос приобретает особую остроту. Открыла обсуждение Оксана Курочкина, адвокат, управляющий партнер юридической компании «Право для бизнеса», которая кратко обозначила суть проблемы. 

8 февраля вступило в силу Решение Совета ЕЭК от 26.01.2024 № 3 «О внесении изменений в Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров)». Эти изменения привели к тому, что участники ВЭД не могут подтвердить происхождение товара, даже когда он произведен в нейтральной или дружественной стране, поскольку иностранные контрагенты, боясь санкций, отказываются указывать российского импортера в качестве конечного покупателя. Эксперт привела конкретный пример: российская компания планировала купить фрезерный станок в Китае, но продавец отказывается выдать сертификат, подтверждающий, что страна происхождения КНР, чтобы не поставить под удар свое предприятие. «В условиях санкций и так крайне сложно организовать логистику, оплатить товары даже с дружественными странами, поэтому хотелось бы, чтобы, когда товар все-таки привезен в Россию, как можно меньше проблем возникало при таможенном оформлении», – заключила Оксана Курочкина. 

Более подробно ситуацию осветила Ирина Безматенная, юрист, советник по таможенным вопросам ЮК «Право для бизнеса». Она пояснила, что Решением Совета ЕЭК от 26.01.2024 № 3 в Правила определения страны происхождения включено понятие «ответные меры» (государству-члену дается право в одностороннем порядке применять в качестве ответных мер повышенные по сравнению с Единым таможенным тарифом ставки ввозных таможенных пошлин) и добавлен пункт 36: «В случае если товар является аналогичным товаром по отношению к товару, в отношении которого государством-членом применяется ответная мера, обусловленная происхождением товара, происхождение такого товара в этом государстве-члене подтверждается сертификатом». После вступления в силу этих поправок таможенные органы стали требовать сертификаты о происхождении при каждой поставке товаров, подпадающих под ответные меры, то есть код которых включен в перечни постановления Правительства РФ от 7.12.2022 № 2240 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации» и постановления Правительства РФ от 6.07.2018 № 788 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки». По словам докладчицы, многие участники ВЭД не могут предоставить сертификат о происхождении на момент подачи ДТ, а если страна происхождения ЕС, то получить европейский сертификат сейчас вообще невозможно. Притом многие импортеры оформляют документы в третьей стране, через которую производится закупка (например, в Турции), но транзитные страны отказывают в оформлении сертификатов. И когда импортеры просят выпустить товар под обеспечение, таможенные органы отказывают в условном выпуске. «Если таможенный орган обнаруживает, что продукт произведен в США, это понятно.  Но если импортер не может подтвердить страну происхождения, пошлина все равно начисляется по повышенной ставке, – отметила Ирина Безматенная. – В перечне постановления № 788 строительная техника, оборудование, рабочие инструменты, на которые ставки пошлин по ЕТТ составляют 3-5%, а повышенные ставки – 25-40%. Без сертификата нет возможности подтвердить неамериканское происхождение ввозимого товара, но и платить по повышенным ставкам мы не можем. Конечно, мы можем ждать решения судов, но это долго. И ситуация будет только усугубляться, должно быть адекватное решение этой проблемы».

Развернутый комментарий по обсуждаемой проблеме дал Кирилл Павлюченков, начальник отдела правил происхождения, условий таможенного сотрудничества и преференциальной торговли департамента торговой политики Евразийской экономической комиссии. Он рассказал, что в прошлом году проводилась работа по подготовке поправок в Решение Совета ЕЭК № 49, и российская сторона выступила с инициативой внести в непреференциальные правила пункт 36, установивший необходимость представления сертификата, а не декларации о происхождении, если товар подлежит оценке на предмет аналогичности товарам, на которые в государстве-члене установлена ответная мера. Спикер подчеркнул, что это был запрос РФ и данная норма применяется только в РФ. Он признал, что у российских участников ВЭД, действительно, существует проблема с сертификатами из-за санкций в отношении страны, поэтому ЕЭК сейчас работает над поиском альтернатив в случаях, когда импортер объективно не может предоставить сертификат о происхождении. По его словам, есть три варианта: ни один из них не решает проблему сиюминутно, но минимизирует трудности. Первый вариант – модернизировать механизм предварительных решений о происхождении товара, который в настоящее время не работает. «Если страна-партнер не готова выдавать сертификаты, то надо дать альтернативу бизнесу, чтобы обратиться не туда, а в наши таможенные органы и получить сертификат о происхождении, – сообщил Кирилл Павлюченков. – В России такие дискуссии уже ведутся, мы ждем, что российская сторона выступит с инициативой о модернизации этого инструмента». Второй вариант – увеличение роли декларации о происхождении товара. «По пункту 36 в действующей редакции альтернативы сертификату нет, но мы считаем возможным провести дополнительные консультации с российскими коллегами, чтобы какая-то часть продукции могла подтверждаться декларацией о происхождении, то есть коммерческим документом, – пояснил спикер. – Третий вариант, который позволит оперативно выйти из тупиковой ситуации, – точечная донастройка требований к сертификату. Уполномоченные органы в некоторых третьих странах отказываются указывать российских импортеров в качестве получателей товаров в сертификатах. В требованиях говорится, что в сертификате должны быть указаны наименование, адрес грузополучателя или наименование страны назначения. Для РФ сегодня то и другое дает негативный результат, поэтому мы ищем варианты корректировки данного требования, чтобы увеличить количество опций для уполномоченных органов третьих стран по указанию информации в этой графе. Например, возможно указание Евразийского экономического союза в качестве страны назначения, чтобы снизить опасения уполномоченных органов при выдаче таких сертификатов и при этом сохранить эффективность контроля со стороны наших таможенных органов».  

Константин Климаков, начальник отдела происхождения товаров Управления товарной номенклатуры ФТС России, в кратком комментарии представил позицию ведомства по этому вопросу. Он подтвердил, что инициативы Комиссии, озвученные Кириллом Павлюченковым, в настоящее время службой прорабатываются. Что касается сути проблемы, он сказал следующее: «Довод о том, что наши коллеги, европейские страны не выдают сертификаты на РФ, не совсем состоятелен, потому что у меня перед глазами имеются сертификаты, выданные в Германии, Испании, Польше, где получателем указана исключительно Российская Федерация. Все-таки торговля осуществляется и страну происхождения европейские страны подтверждают. Не забывайте, в решении № 49 есть серьезные упрощения: оригинал сертификата не обязательно представлять, можно ограничиться копией, что таможенные органы используют как инструмент контроля. На что направлены указанные постановления? В первую очередь они устанавливают повышенные ставки таможенных пошлин. Для того чтобы этого избежать, необходимо представить сертификат. Таможенная служба осуществляет контроль, а перечни формирует соответствующее министерство. Закладывая туда товары, оно исходит из того, что у РФ достаточно указанных категорий товаров, чтобы обеспечить внутренний рынок. Также один из посылов, который я прошу не забывать: если страна происхождения не подтверждена, начисляются повышенные пошлины. Еще раз повторю, что сертификаты из недружественных стран на РФ выдаются». Участники встречи задали спикеру вопрос: видели ли в ФТС сертификаты, которые выданы в Евросоюзе на санкционные товары со страной назначения РФ? В ответ представитель службы показал два сертификата о происхождении (на экране, так как заседание проводилось в удаленном режиме). «Вот у меня сертификат, выданный Польшей как раз на санкционный перечень товаров (группа 84). Вот сертификат, выданный Германией на товары, защитные меры по которым присутствуют, – сказал Константин Климаков и добавил. – Я был удивлен, когда в судебных процессах неоднократно сталкивался с тем, что в качестве доказательства представляли аргументы, что отсутствуют сертификаты европейских стран». Георгий Петров, комментируя это заявление, заметил: «Видимо, есть компании, которые не боятся обращаться в уполномоченный орган, а есть те, кто опасается, потому что вторичные санкции очень серьезные. Санкционное давление на Россию ужесточается и вторичных санкций опасаются и дружественные страны, потому что бизнес есть бизнес, и никто не хочет его потерять». 

По итогам состоявшейся дискуссии будут подготовлены и направлены в профильные государственные структуры соответствующие предложения.



ОС ФТС