hartiya 1140
23 мая в Торгово-промышленной палате РФ состоялся «круглый стол»  на тему «О ходе проведения эксперимента по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада», организованный Советом ТПП России по таможенной политике и Советом ТПП России по развитию потребительского рынка.

Работу нужно начинать немедленно...

23 мая в Торгово-промышленной палате РФ состоялся «круглый стол»  на тему «О ходе проведения эксперимента по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада», организованный Советом ТПП России по таможенной политике и Советом ТПП России по развитию потребительского рынка.

23 мая в Торгово-промышленной палате РФ состоялся «круглый стол»  на тему «О ходе проведения эксперимента по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в Российскую Федерацию алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада», организованный Советом ТПП России по таможенной политике и Советом ТПП России по развитию потребительского рынка.

В начале «круглого стола» к его участникам с кратким приветственным словом обратились Владимир Падалко, вице-президент ТПП РФ, Александр Борисов, председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, и Георгий Петров, председатель Совета ТПП РФ по таможенной политике, заместитель председателя Общественного совета при ФТС России. Суть их обращений сводилась к тому, что, поскольку руководством страны поставлена задача перенести маркировку на территорию России, необходимо подготовить все условия для того, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно как для бизнеса, так и для потребителей. Открывая обсуждение, модератор мероприятия Елена Суслова-Новожилова, председатель Комиссии ТПП России по предпринимательству в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сообщила, что сегодня в эксперименте участвуют 11 регионов, 162 импортера, 31 таможенный склад и 19 складов временного хранения. Историю вопроса напомнил Сергей Рябухин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Он отметил, что эта тема была поднята еще три года назад. С 1 июня 2021 года в России проходит эксперимент по маркировке импортного алкоголя федеральными специальными марками на таможенных складах, который недавно был продлен до 31 мая 2026 года. Однако, по словам спикера, возможно, этот срок будет сокращен и уже в следующем году весь объем ввозимой алкогольной продукции необходимо будет маркировать в России. 

Конкретное обсуждение началось с выступлений представителей бизнеса. Они обозначили основные проблемы, которые возникнут у участников рынка в процессе переноса маркировки алкогольной продукции в Россию. Проблем оказалось достаточно много. Предприниматели, которые уже начали переводить этот процесс в РФ, жаловались на отсутствие кадров, специализированного программного обеспечения для оклейки, неготовность складов временного хранения размещать сотни машин (поток которых вырастет во много раз после закрытия возможности наносить марки за рубежом, так как импортеры должны доставить товары сначала на СВХ для закрытия таможенного транзита и только потом везти их на таможенный склад). Таможенных складов также недостаточно для покрытия всего объема ввозимой алкогольной продукции. Одна из участниц сообщила, что в настоящее время из 31 таможенных складов 21 полностью загружены и отказываются от новых клиентов. Модератор добавила, что согласно проведенному анализу складские помещения на сегодня способны принять лишь 17% ввозимой алкогольной продукции. Со своей стороны владелец таможенного склада пожаловался, что включен в эксперимент, но еще ни одну марку не удалось нанести, так как склад находится в регионе деятельности Московской таможни, а эксперимент проходит под эгидой Центральной акцизной таможни. «Товары прибывают в зону таможенного контроля и не могут доехать до нас», – отметил он. Неприятие у бизнеса вызвало также дополнительное требование к таможенным складам и складам временного хранения, задействованным в эксперименте, введенное постановлением Правительства РФ от 15.05.2024 № 601 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 854». Они должны быть оборудованы электронной системой пропуска с возможностью идентификации и сличения лиц, которые вправе перемещаться через границы зон таможенного контроля и в их пределах. По мнению владельцев складов, это требование является излишним: расходы составят не менее 1 млн рублей только на внедрение плюс обслуживание, притом непонятна цель оснащения такой системой, если склады и так находятся под постоянным контролем таможенных органов. Резюмируя выступления представителей бизнеса, Игорь Косарев, президент Союза производителей алкогольной продукции, отметил, что, поскольку решение о переносе оклейки алкоголя в Россию Минфином принято, участникам рынка следует провести анализ, какой объем продукции оклеивается в РФ, какой – на складах в Прибалтике, какой – на производстве в других странах, и на основе этих цифр просить Минфин отложить срок вступления в силу полного переноса маркировки на территорию России, чтобы бизнес получил время на подготовку исходя из интересов потребителей.

Затем модератор передала слово представителям госорганов, курирующих данное направление. Александр Коробутов, заместитель директора Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Министерства финансов РФ, уточнил, что вопрос о введении обязательного переноса маркировки в Россию сейчас прорабатывается, но конкретная дата пока не определена. По его словам, в любом случае это будет не ранее середины следующего года и при этом будут предусмотрены переходные положения с учетом обстоятельств, о которых говорит бизнес. «Вопросы, которые сейчас звучали, носят организационный, технический, кадровый характер, – сказал представитель Минфина. – Но когда маркировка начиналась за рубежом на производстве и в прибалтийских странах, те же вопросы тоже возникали. И в России это тоже все заработает, для этого и проводится эксперимент. Призываем включаться в него активнее – ведь многие только сейчас начали включаться».

 Подробнее ситуацию разъяснил Максим Чмора, начальник Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы. Он отметил, что, хотя эксперимент идет уже три года, многие из его участников фактически к нему не приступили. Вначале был всплеск интереса и со стороны губернаторов, которые напористо добивались включения своих регионов в число участников эксперимента, и со стороны владельцев таможенных складов и импортеров алкогольной продукции. Но сегодня активными являются только четыре региона: Смоленская, Московская и Брянская области и Санкт-Петербург. «Бизнес также в эксперимент активно вошел, его протестировал и сделал откат назад, то есть мы попробовали, оценили, но пока там либо выгоднее, либо проще, либо удобнее. Сейчас, когда принято политическое решение, обсуждение интенсифицировалось», – сказал докладчик, добавив, что по многим вопросам, озвученным участниками «круглого стола», решения есть, но бизнес о них либо не знает, либо ими не пользуется. Отдельно представитель ФТС остановился на требовании об оснащении складов. «Ресурсы таможенных органов ограничены. Отсутствие серьезных требований к таможенным складам будет давать возможность создавать их на каждом пятачке, тем самым размывая наши ресурсы в части контроля и создавая необходимость дополнительного либо физического присутствия должностных лиц на этих складах, либо очень частого визуального обращения, – пояснил Максим Чмора. – Поэтому мы не считаем наличие системы видеонаблюдения с функцией распознавания лиц избыточной. Она облегчит функции контроля и будет способствовать сохранности товара и повышению качества деятельности на складе. Можете меня покритиковать за эти высказывания, но модель, которую я вижу, – это создание четкого взаимосвязанного бизнес-процесса на основе достаточно мощной складской инфраструктуры, оснащенной и необходимым программным обеспечением, и механизированной маркировкой и т.д. Если это будет обеспечено соответствующими объемами, думаю, себестоимость производства этой продукции не сильно превысит, а может быть, будет ниже, чем та, которая существует в Прибалтике». В отношении прибалтийской схемы спикер обозначил еще такие риски, как вопрос санкций (эти страны в любой момент могут закрыть доступ продукции на российский рынок), а также тот фактор, что торгующей страной и лицом, продающим в РФ алкогольную продукцию, часто являются прибалтийские организации-посредники. Соответственно, таможенникам представляется не исходный прямой документ от европейского производителя, и прослеживаемость начинается только со склада, маркирующего товар в Прибалтике. «Мы понимаем, что здесь есть возможность подмены транспортных документов, фальсификации стоимости и иных факторов, которые мы вынуждены отрабатывать с точки зрения системы управления рисками и других контрольных инструментов, а это дополнительная нагрузка на бизнес», – подчеркнул Максим Чмора. Завершая свое выступление, он предложил незамедлительно начать совместную работу по созданию практической бизнес-модели: выстроить цепочку взаимодействия ь, определить узкие места, выявить, с чем они связаны (в этом должен помочь бизнес, поскольку таможенники могут не знать о каких-то препятствиях в организации коммерческого процесса), и заняться расшиванием этих проблем, чтобы к моменту полного перехода на маркировку в России были подготовлены все необходимые нормативные акты. «Их подготовка, согласование и утверждение – тоже достаточно длительный процесс, поэтому начинать эту работу нужно прямо сейчас и достаточно интенсивно», – резюмировал представитель ФТС.

 Елена Суслова-Новожилова на этот призыв ответила: «Мы готовы взять на себя эту задачу: сформировать список конкретных вопросов и проблем, по решению некоторых из них у нас будут предложения». 


ОС ФТС