hartiya 1140
Готовятся новые изменения

Готовятся новые изменения

11 апреля в Москве прошла XVIII ежегодная таможенная конференция Ассоциации европейского бизнеса, главной темой которой стало обсуждение перспектив развития в ЕАЭС и России таможенного законодательства и практики. 

Пленарную сессию конференции провел Тадзио Шиллинг, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса. Во вступительном слове он выразил благодарность российским госорганам, которые всегда готовы обсуждать волнующие европейский бизнес вопросы. «Несмотря на крайне сложные внешние обстоятельства мы встречаем открытость со стороны федеральных органов России. Они помогают нам понять, как действовать. Не обязательно даже, чтобы с нашей позицией соглашались, нам важно знать, что регуляторы планируют делать, ясность для бизнеса важнее всего», – подчеркнул Тадзио Шиллинг. Затем Вильгельмина Шавшина, председатель Комитета АЕБ по таможне и транспорту, обозначила темы пленарной сессии. 

С основным докладом о тенденциях развития таможенного законодательства и практики таможенного администрирования в ЕАЭС выступил Эльдар Алишеров, министр Евразийской экономической комиссии по таможенному сотрудничеству. Прежде всего он отметил главный принцип работы ЕЭК, в том числе таможенного блока: «Для нас важно соблюсти баланс интересов государства и бизнеса: для бизнеса – чтобы было легко проходить все эти процедуры, а для государства – необходимый контроль, чтобы обеспечить экономическую безопасность». Докладчик перечислил последние новации таможенного законодательства Союза, среди которых принятие Протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС, вводящее регулирование электронной торговли, а также вступление в силу Соглашения о применении электронных навигационных пломб для отслеживания перевозок товаров. Все решения ЕЭК, необходимые для его реализации, уже приняты, и сейчас Комиссия ждет официальные письма от государств-членов о готовности применения таких пломб. Пока о готовности сообщила только Республика Беларусь, тем не менее Эльдар Алишеров выразил надежду, что практическое применение пломб начнется уже в этом году. Он отметил, что это создаст существенные плюсы и для бизнеса, и для контролирующих органов государств-членов – появится возможность контролировать перемещение товаров, а в будущем при подключении технологии искусственного интеллекта – все процессы, происходящие с товарами на всем пути транспортировки. Также ЕЭК разработано соглашение о возможности привлечения к единой системе таможенного транзита ЕАЭС третьих стран, которое сейчас проходит внутригосударственные процедуры. Это еще больше облегчит работу бизнеса: будет применяться единая транзитная декларация, не понадобится готовить несколько пакетов документов, третьей стороной может признаваться выданное в стране Союза обеспечение.

Еще министр рассказал о крайне важной работе, которую ЕЭК ведет с целью придать импульс развитию в Союзе института уполномоченного экономического оператора. По его словам, в то время как в других странах этот институт успешно работает, в государствах ЕАЭС количество УЭО крайне мало. «Необходимо пересматривать наши подходы к институту уполномоченного экономического оператора, давать больше льгот, больше возможностей, – считает Эльдар Алишеров. – Если мы говорим, что доверяем этому бизнесу, надо доверять во всем. Конечно, необходимо контролировать УЭО и в случае выявления каких-то погрешностей в работе их можно исключать из реестра, но оставлять ту регуляторику, которая сейчас есть, нельзя. Практика показывает, что институт не развивается». В завершение своего доклада министр ЕЭК сообщил, что Декларацией развития Союза на период до 2030 и 2045 годов «Евразийский экономический путь», которую главы государств ЕАЭС подписали на заседании Высшего Евразийского экономического совета 25 декабря 2023 года, Комиссии дано поручение обеспечить переход к единым стандартам таможенного администрирования. «Мы создали единое правовое поле, цифровизовали некоторые процессы, но вместе с тем разная таможенная практика, разные подходы, разное прочтение приводит к тому, что таможенная сфера регулируется по-разному. Удивительно, но факт, – отметил Эльдар Алишеров. – Поэтому перед нами поставлена задача: исходя из практики переходить к единым стандартам». И эта работа уже началась: на последнем заседании Межправсовета премьер-министры стран ЕАЭС договорились привести к единым стандартам администрирование таможенной стоимости по налогоемким товарам. По словам спикера, эти налогоемкие товары уже определены, также определены индикаторы стоимости. Работа в этом направлении будет продолжена, пообещал министр ЕЭК. 

Следующий выступающий – директор департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Министерства финансов РФ Никита Золкин озвучил позицию Минфина по обострившемуся в последнее время вопросу включения в таможенную стоимость товаров дивидендов, выплаченных зарубежному продавцу. Он отметил, что базовый методологический принцип в соответствии с п. 9 ст. 39 ТК ЕАЭС следующий: цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, относится к товару, перемещаемому через таможенному границу, в связи с чем перечисляемые покупателем продавцу дивиденды или иные платежи, если они не связаны с ввозимыми товарами, не включаются в таможенную стоимость ввозимых товаров. Но при этом, по словам докладчика, одни и те же платежи могут позиционироваться лицами при проведении различных видов контроля, таких как таможенный, налоговый, валютный, по-разному. «Это могут быть либо дивиденды, либо под видом дивидендов могут скрываться процентные какие-то платежи, роялти и т.д. В связи с этим органы, уполномоченные проводить контроль, могут, более того, должны выяснять действительный экономический смысл таких платежей или операций», – подчеркнул Никита Золкин. Он представил пример типовой, по его словам, ситуации. Импортер осуществляет ввоз товаров на основании внешнеторгового договора, заключенного с иностранным поставщиком, который является участником импортера. Помимо этого, импортер приобретает товар у других поставщиков, неважно, в Союзе или за границей, не взаимосвязанных с импортером. Доходы импортера формируются от продаж не только ввезенных товаров, приобретенных у поставщика, но и от продажи готовой продукции, товаров, приобретенных у других поставщиков, продукции, изготовленной из товаров, приобретенных у иных поставщиков, а также от осуществления иных видов деятельности, никак не связанных ни с ввозимыми товарами, ни с производством. На основании принимаемого в конце финансового года решения участнику импортером производится выплата дивидендов от чистой прибыли, полученной по итогам года. Чистая прибыль распределяется в пользу участника частично, соответственно, часть чистой прибыли используется на цели развития импортера либо остается нераспределенной. В договорных отношениях между поставщиком и импортером отсутствует условие о том, что товары продаются импортеру на установленных договором условиях в зависимости от выплаты дивидендов, то есть выплата дивидендов в данном случае не является условием продажи товаров. «С точки зрения методологии мы полагаем, что в этой ситуации отсутствует информация (признаки) о том, что платежи, рассматриваемые импортером в качестве дивидендов, могут иметь иной действительный экономический смысл. Вместе с тем всегда обращаем внимание, что в таможенных правоотношениях по результатам проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров таможенными органами могут приниматься решения исходя из совокупности выявленных при проведении таможенного контроля обстоятельств, которые могут выходить за рамки описываемой ситуации», – сказал спикер. Он разъяснил, на основании чего таможенными органами принимаются решения о том, что если приобретение товаров осуществляется у лица, которому выплачиваются дивиденды, то все дивиденды должны включаться в таможенную стоимость. По его словам, основанием для этого послужило решение Верховного Суда РФ. С одной стороны, ВС отметил, что для включения в таможенную стоимость товаров платежей, поименованных в качестве дивидендов, должны иметь место следующие обстоятельства: платежи является таковыми лишь по своей форме; наличествуют признаки манипулирования элементами, формирующими таможенную стоимость; проведен анализ всех обстоятельств, сопутствующих продаже товаров. «Этот аргумент Верховного Суда никаких возражений не вызывает. Вместе с тем Верховным Судом сделан еще иной вывод о том, что дивиденды, выплаченные лицу, выступающему одновременно и учредителем, и поставщиком товаров, должны рассматриваться как составная часть таможенной стоимости, то есть данные платежи являются дополнительным начислением к цене товара, которая предусмотрена уже пп. 3 п. 1 ст. 40 кодекса, – подчеркнул Никита Золкин. –  Здесь можно уходить в какие-то длинные дискуссии. Но на чем стоим мы? Все такие дискуссии должны вестись участником ВЭД с таможенным органом либо при доказывании того, что это дивиденды, которые не должны включаться в таможенную стоимость, поскольку они не имеют отношения к товару, либо уже в судебных инстанциях, если не получается в досудебном порядке». Спикер также прокомментировал доводы бизнеса о налоговой реконструкции: «Мы однозначно исходим из того, что таможенные правоотношения в данном случае никак не связаны с налоговыми правоотношениями. Для двух отраслей права это самостоятельные понятия. Ни о какой налоговой реконструкции здесь даже речи идти не может, поскольку, повторюсь, это разные отрасли права». Более подробно вопросы включения в таможенную стоимость дивидендов участники конференции обсудили в ходе круглого стола, который состоялся после пленарной сессии.

В свою очередь Александра Ромазина, заместитель директора департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Министерства промышленности и торговли РФ, проинформировала аудиторию об изменениях в постановления Правительства РФ от 9.03.2022 № 311 и № 312, которыми установлены ограничения на вывоз определенных товаров. Она напомнила, что в конце прошлого года вступила в силу поправка, позволяющая системообразующим предприятиям не получать каждый раз новое разрешение: они могут вывозить товары без ограничения количества в рамках той номенклатуры, с которой компания работает. В начале мая появится еще одна новация, которая еще больше упростит работу бизнеса, – выдача разрешений на вывоз в страны ЕАЭС будет производится в новой системе, позволяющей подавать комплексные заявки на несколько кодов ТН ВЭД. Также докладчица сообщила, что планируется расширение перечня товаров, поставляемых из недружественных стран, на которые постановлением Правительства РФ от 7.12.2022 № 2240 установлены повышенные ставки импортных пошлин. По ее словам, новый перечень сейчас находится на согласовании.

Представляя следующего спикера – Леонида Лозбенко, председателя Общественного совета при Федеральной таможенной службе, Тадзио Шиллинг отметил: очень важно, что эта структура, которая занимается выстраиванием отношений госоргана с бизнесом, не подчинена ведомству, а является полностью самостоятельной. «Общественный совет – при ФТС России, мы не подчинены Федеральной таможенной службе, мы занимаемся общественным контролем за всей службой, – подтвердил Леонид Лозбенко и подробно рассказал, как осуществляется деловое взаимодействие ФТС с бизнесом. Помимо Общественного совета есть Экспертно-консультативный совет, где координаторами каждого направления выступают одновременно один из заместителей руководителя ФТС и представитель предпринимательского сообщества. Также в рамках т.н. «Большой четверки» (РСПП, ТПП России, «Деловая Россия» и «Опора России»), объединяющей весь отечественный бизнес, действует координационный совет, который возглавляет РСПП. Туда от бизнеса поступают вопросы, формируется общая повестка, которая направляется в Общественный совет. «А я иду напрямую к руководителю службы. На наши обращения всегда реагируют. Руководство Федеральной таможенной службы нас не только слушает, но и слышит, это принципиально важно, – подчеркнул Леонид Лозбенко. – Поэтому при возникновении каких-то проблем у вас есть несколько вариантов: хотите конкретный вопрос решить, обращайтесь в Экспертно-консультативный совет, хотите подняться на более высокий уровень – это ко мне. Можно писать на наш сайт, у нас сайт один из лучших. Кроме того, Общественный совет имеет своих представителей во всех федеральных округах. Они работают с региональными таможенными управлениями и с бизнесом территорий, так что вы можете напрямую обратиться к нашему представителю совета в федеральном округе, полномочия у них достаточно большие».

Завершили пленарную сессию выступления Геннадия Бессонова, председателя Исполкома транспортного совета СНГ, и Ирины Кашириной, директора по сопровождению ВЭД и таможенному администрированию Российского экспортного центра. Геннадий Бессонов рассказал о трансформации международной логистики и роли в этом процессе таможенной политики, сделав акцент на необходимости в современных условиях максимального упрощения таможенных процедур для ускорения транспортировки товаров. Ирина Каширина представила возможности РЭЦ в помощи экспортерам при использовании таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории. Она подробно описала, как осуществляется процедура переработки, заострив внимание на том, что ее применение позволяет российским компаниям, использующим иностранное сырье, материалы и компоненты для производства продукции, не уплачивать НДС, а также таможенные пошлины при импорте зарубежных комплектующих и сырья. Весь объем продуктов переработки, который вывозится за пределы ЕАЭС, не облагается вывозной таможенной пошлиной (то есть на них не распространяются ограничения и запреты на вывоз отдельных категорий товаров, установленные Правительством РФ). Еще один плюс данной процедуры в том, что такое освобождение от уплаты налогов и пошлин относится к тем редким видам льгот, которые не являются финансовыми субсидиями и не влекут за собой риски принятия компенсационных мер в странах-импортерах. Помощь РЭЦ заключается в том, что сотрудники центра помогают компаниям в получении разрешений на переработку товаров на таможенной территории с эквивалентной заменой, подготовке полного комплекта документов для таможенных органов, импортировании комплектующих и вывозе готовой продукции, подготовки отчетности. Резюмируя, Ирина Каширина сообщила, что в настоящее время РЭЦ начал работу по «зеркальному» применению процедуры переработки товаров вне таможенной территории.

После пленарной сессии состоялся круглый стол, посвященный дискуссии по вопросам. возникающим у бизнеса при проведении таможенными органами таможенного контроля после выпуска товаров. 


ОСФТС