21 июня состоялось заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике. Заседание провел председатель Совета ТПП России, заместитель председателя Общественного совета при ФТС России Георгий Петров.
![21 июня состоялось заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике. Заседание провел председатель Совета ТПП России, заместитель председателя Общественного совета при ФТС России Георгий Петров.](/images/news/persona/petrov-g-g.jpg)
На июньском заседании Совета ТПП России по таможенной политике обсуждались три крайне актуальных вопроса, связанные с принятыми правительством мерами по поддержке бизнеса в условиях санкций со стороны Запада. По первому вопросу повестки выступила Валентина Ионичева, доцент кафедры таможенных платежей и валютного контроля РАНХиГС, которая обозначила два аспекта, вызывающие затруднения на практике, – возврат излишне уплаченных таможенных платежей и предоставление отсрочки/рассрочки на их уплату. Первая проблема связана с реализацией шести актов Евразийской экономической комиссии, которыми установлены нулевые ставки на определенные перечни товаров (решения Совета ЕЭК от 17.03.2022 № 34, от 18.03.2022 № 44, от 5.04.2022 № 46, от 15.04.2022 № 76, решения Коллегии ЕЭК от 12.04.2022 № 63, от 19.04.2022 № 66). Четыре из шести решений имеют ретроспективное действие, в связи с чем импортеры получают право на возврат уплаченных таможенных платежей в отношении товаров, ввезенных с 28 марта. По законодательству таможенные органы рассматривают заявление о возврате платежей и КДТ в течение 30 дней за исключением ряда случаев, в отношении которых установлен срок 3 дня. «Непонятно, в какие сроки должен осуществляться возврат по данным решениям. Относятся они к исключениям или нет?» – задала вопрос Валентина Ионичева. По ее мнению, нет необходимости рассматривать заявление в течение 30 дней, если применяется нулевая ставка пошлины, а для компаний, особенно малых и средних, в сегодняшних условиях важно получить возврат платежей быстро. Ответила на этот вопрос Наталья Пуховицкая, заместитель начальника отдела методологии взимания таможенных платежей Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России. Она проинформировала участников заседания, что таможенные органы ориентированы на приоритетное рассмотрение обращений о возврате платежей в таких случаях. Также предусмотрена возможность прикомандирования дополнительных сотрудников в соответствующие отделы. «Но, если говорить честно, не все таможенные органы могут уложиться в три дня. Например, Московская областная таможня не в состоянии обработать в такие сроки поступающий объем документов», – констатировала Наталья Пуховицкая.
Вторая проблема, озвученная Валентиной Ионичевой, касалась беспроцентной отсрочки уплаты пошлин для системообразующих и градообразующих предприятий. Эта льгота была введена решением Совета ЕЭК от 15.04.2022 № 75, которое вступило в силу 8 мая: установлено, что «основанием для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин без уплаты процентов за отсрочку или рассрочку уплаты ввозных таможенных пошлин является ввоз на таможенную территорию ЕАЭС системообразующими и градообразующими предприятиями (организациями), которым оказывается поддержка в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств-членов». По словам докладчицы, здесь есть большие проблемы, поскольку порядок получения разрешения на такую отсрочку/рассрочку определен постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 № 2021 «О подтверждении наличия оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов», то есть еще до введения санкций. Этот порядок довольно громоздкий, включает много звеньев и требует длительного времени. Валентина Ионичева поставила вопрос: планируется ли его упрощение в сегодняшних условиях? Разъяснения на этот счет дали Михаил Саушкин, начальник отдела администрирования льгот по уплате таможенных платежей Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России, и Александр Артемов, представитель Департамента регулирования внешней торговли Минпромторга России. Михаил Саушкин рассказал, как сегодня работает данный порядок: организация подает заявление в уполномоченный орган, который рассматривает его в течение 5 рабочих дней и составляет заключение. На основе заключения готовится проект распоряжения правительства, который согласовывается с ФТС, и подписывается. После этого организация должна представить в таможню, которая будет предоставлять льготу, заявление с приложением данного распоряжения. Таможня рассматривает заявление и в случае положительного ответа декларант при подаче ДТ в графе 44 указывает ссылку на решение, выданное таможней. При этом представитель ФТС России подчеркнул: надо понимать, что распоряжением правительства лишь подтверждается наличие оснований для льготы, не более того. Условие, что организация является системо или градообразующим предприятием и имеет меры господдержки, не единственное. Федеральным законом от 3.08.2018 № 289-ФЗ установлен перечень условий для предоставления отсрочки/рассрочки: отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей и привлечения к административной ответственности, также проверяется, не начата ли в отношении организации процедура банкротства, и т.д. Таможенный орган обязан проверять соблюдение данных условий, поскольку это требование закона. В заключение своего выступления Михаил Саушкин сказал, что пока в Федеральную таможенную службу не поступило на согласование ни одного проекта распоряжения. Со своей стороны, Александр Артемов сообщил, что в Минпромторге находятся 6 заявлений, по ним уже подготовлены заключения и проекты распоряжений, которые в ближайшее время будут направлены в ФТС России на согласование. В ходе возникшей дискуссии был высказан ряд предложений. Михаил Саушкин напомнил, что можно не издавать распоряжение по каждому предприятию, а утверждать их списком одним документом. Однако эксперты настаивали на том, что необходимо упростить порядок подтверждения оснований об отсрочке/рассрочке, исключив из него правительство, поскольку подтверждения уполномоченного госоргана вполне достаточно. Георгий Петров в этой связи заметил, что менять порядок имеет смысл, если само решение Совета ЕЭК будет продлено: по действующей редакции льгота предоставляется до 30 сентября этого года. Кто успеет ею воспользоваться при таком порядке? Михаил Саушкин добавил, что полномочия правительства в части подтверждения оснований для отсрочки прописаны в статье 50 закона № 289-ФЗ, поэтому нужно будет вносить изменения в закон, а это долгая процедура. Сложившуюся ситуацию прокомментировала Елена Бричева, начальник отдела таможенных платежей, таможенной стоимости и страны происхождения Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии. «Мы не могли предположить, что это решение будет реализовано таким образом, – отметила она. – Для продления срока, в течение которого может быть предоставлена отсрочка, нужно, чтобы одна из сторон выступила с таким предложением: в случае РФ это должно сделать Минэкономразвития. Что касается условий, установленных законом № 289-ФЗ, решением ЕЭК преодолеть нормы закона мы не сможем. По-моему, единственный вариант – внести изменение в постановление № 2021, которым конкретно для этого случая дать право подтверждения уполномоченному ФОИВ и определить для представления декларантом заявления только ФТС России вне зависимости от того, в каком таможенном органе будут декларироваться товары». Подводя итоги обсуждению, Георгий Петров резюмировал: «Теоретически возможность получить беспроцентную отсрочку платежей есть, но реально это сделать сложно, то есть данная мера поддержки бизнеса не работает. Попробуем все-таки добиться продления действия решения Совета ЕЭК № 75, может быть, до конца 2023 года, а также уполномочить на выдачу подтверждений уполномоченный госорган, исключив звено о распоряжении правительства».
По второму вопросу повестки – о проблемах при получении разрешений Минпромторга России на вывоз продукции в страны ЕАЭС – выступил Александр Мякота, генеральный директор ООО «Корпоративный онлайн университет». Он сообщил, что многим компаниям приходят отказы при попытках получить разрешение на вывоз в государства Союза продукции, входящей в перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 9.03.2022 № 312 «О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации». С одной стороны, бизнес понимает: эта мера введена для того, чтобы уходящие с российского рынка иностранные компании не увезли с собой ценное оборудование и производственные запасы, с другой – участники ВЭД, получая отказы с размытой формулировкой о том, что не выполнен ряд пунктов (например, пп. 3-6) приказа Минпромторга от 14.02.2022 № 797, не понимают, что конкретно они нарушили. При этом нет обратной связи. Отвечая на эти жалобы, Александр Артемов признал, что проблема действительно существует: она связана с тем, что в министерство приходит огромное количество заявлений на получение таких разрешений. «Например, на сегодняшнее утро поступило более 20 тысяч, и в бумажном и в электронном виде. Часто мы отправляем документы на доработку, поскольку заявители присылают документы, не соответствующие порядку», – сказал Александр Артемов. При этом он подчеркнул, что обратная связь существует, причем в разных видах: «горячая линия» (+7-903-199-53-48), в том числе через WhatsApp и Telegram; электронная почта (
Последний вопрос повестки касался применения решения Совета ЕЭК от 17.03.2022 № 37 «О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечней товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономик государств – членов Евразийского экономического союза». Дмитрий Шеманаев, управляющий ООО ПКФ «Тринити», обозначил проблемы. возникающие у бизнеса в связи с тем, что по этому решению для получения тарифной льготы нужно представить в таможенный орган подтверждение целевого назначения ввозимых товаров, выданное уполномоченным органом, то есть Минпромторгом. Данная мера действует до 30 сентября текущего года. Однако многие товарные позиции были переведены в перечни с нулевыми ставками в соответствии с решениями Совета ЕЭК от 5.04.2022 № 46 и от 15.04.2022 № 76, которые имеют ретроспективное действие, распространяясь на товары, ввезенные с 28 марта 2022 года. В итоге участники ВЭД запутались: надо представлять подтверждающие целевое назначение документы только на уже ввезенные с 28 марта товары или необходимо заново собирать весь комплект на каждую поставку, которая будет до 30 сентября, и когда представляются эти документы? Александр Артемов и Михаил Саушкин ответили, что по тем декларациям, которые были выпущены до принятия изменений в решение Совета ЕЭК № 37, работает правило ретроспективы и льгота восстанавливается посредством предоставления после выпуска товаров документа, подтверждающего их целевое назначение. По товарам, оставшимся в перечне решения № 37, которые ввозятся и будут ввозится, такие документы должны представляться при декларировании, поскольку целевое назначение распространяется на поставку. В свою очередь Елена Бричева объяснила, с чем связана данная коллизия, и рассказала, как именно должны действовать участники ВЭД. По ее словам, в перечне решения № 37 вначале было 424 товарные позиции, затем большинство из них перевели из разряда тарифных льгот в перечни с нулевыми ставками пошлин, и к 15 апреля остались 92 товарные позиции, по которым сохранено целевое назначение (поскольку стороны не достигли консенсуса по обнулению всего перечня). «Порядок действий на сегодня такой: во-первых, надо определить, товары, которые вы ввозите, остались в перечне решения № 37 или нет. Если они ушли в нулевые ставки, то есть их в действующей редакции решения № 37 нет, вы при поставках заявляете нулевую ставку и никаких подтверждающих целевое назначение документов не требуется. По поставкам, которые были ввезены до вступления в силу изменений в решение № 37, подтверждение целевого назначения понадобится только в отношении тех товаров, которые сохранились в этом решении на сегодня. Если же на товары установлены нулевые ставки, то даже по уже ввезенным товарам не нужно получать подтверждение целевого назначения, поскольку нулевые ставки применяются ретроспективно с 28 марта», – резюмировала Елена Бричева.