24 марта состоялось первое в этом году заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике.
![24 марта состоялось первое в этом году заседание Совета Торгово-промышленной палаты РФ по таможенной политике.](/images/meropriyatiya/2020/10-03-2020.jpg)
Открывая заседание Совета ТПП РФ по таможенной политике, председатель Совета Георгий Петров, заместитель председателя Общественного совета при ФТС России сообщил, что палата живет полноценной жизнью, а также проинформировал об итогах VIII съезда Торгово-промышленной палаты РФ, в том числе о переизбрании президентом палаты Сергея Николаевича Катырина, избрании нового состава Совета и Правления палаты, назначении и утверждении вице-президентов. Все предложения, высказанные на предсъездовских дискуссиях, обработаны. Подготовлены соответствующие обращения в федеральные органы исполнительной власти. Совет планирует отслеживать прохождение этих предложений, а также решения, которые будут по ним приняты.
В начале мероприятия Георгий Петров обратил внимание участников на большую и напряженную повестку заседания. Ключевым выступлением, вызвавшим живую дискуссию у участников заседания, стал доклад Сергея Шкляева, начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы «О принимаемых ФТС России мерах по сокращению количества разрешительных документов, представляемых при декларировании товаров». Приступая к теме доклада, Сергей Шкляев обратил внимание, что неоднократно на встречах представителей различных уровней ТПП России, бизнес-сообщества и ФТС России подчеркивалось, что партнерские отношения между таможенными органами и предпринимательским сообществом являются одним из важнейших элементов обеспечения современного развития таможенного администрирования. Развитие электронного декларирования, базирующееся на внедрении новых технологий совершения таможенных операций, – одна из основных задач, решаемая таможенными органами на постоянной основе. В настоящее время усилия ФТС России сосредоточены на поэтапном обеспечении условий совершения таможенных операций в автоматическом режиме, при которых обязательные требования в сфере запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации, соблюдаются в полном объеме.
На первом этапе проведена работа по следующим направлениям: сокращение перечней разрешительных документов, представляемых при таможенном декларировании товаров; минимизация двоякого толкования перечней подконтрольных товаров при отнесении их к объектам таможенного и иных видов государственного контроля (надзора); обеспечение полного и своевременного информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях в сфере запретов и ограничений, а также о порядке и правилах их соблюдения при совершении таможенных операций, прежде всего посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте ФТС России, которая актуализируется на постоянной основе. Сергей Шкляев обратился с просьбой к Совету ориентировать бизнес активно пользоваться этим инструментом. Второй этап включает в себя ряд ключевых мероприятий, которые обеспечивают автоматизацию процессов совершения таможенных операций, технологий и алгоритмов применения Единой автоматизированной системы таможенных органов (ЕАИС ТО). Так, ФТС России разработан и согласован с федеральными органами исполнительной власти справочник масок номеров разрешительных документов, который интегрирован в ЕАИС ТО и используется при сверке сведений, заявленных в декларациях на товары. Обеспечено совершение форматного и форматно-логического контроля полноты и правильности заполнения сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, в декларации на товары, а также сверки соответствия формата фактически полученного системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) сообщения формату единого электронного сервиса и зарегистрированного протокола обмена (вида сведений). По мнению ФТС России, преодоление указанного выше контроля при указании декларантом сведений в декларации на товары с нарушением установленной структуры и видов масок номеров разрешительных документов в настоящее время не представляется возможным.
Также ФТС России проводится работа по электронному информационному взаимодействию с заинтересованными лицами посредством развития электронных сервисов «Личного кабинета участника ВЭД». Проделанная работа обеспечила повышение эффективности таможенного администрирования; устранение избыточных административных барьеров; повышение скорости совершения таможенных операций без потери эффективности таможенного контроля; улучшение условий ведения бизнеса участниками ВЭД. «Мы продолжим эту работу, – отметил Сергей Шкляев, – в том числе проведем комплекс мероприятий, связанных с организацией электронного взаимодействия с другими ведомствами с использованием исключительно современных информационных сервисов». Эта работа тем более важна, что согласно данным ЕАИС ТО уже сегодня 53% импортного декларационного массива сопровождается обязательным представлением разрешительных документов и/или сведений о них и из них. Таможенные органы при совершении таможенных операций получают в рамках СМЭВ сведения о разрешительных документах, содержащихся в информационных ресурсах разных ФОИВ, в автоматическом режиме, близком к реальному времени. Информационная система в автоматическом режиме запрашивает такие документы при указании сведений о них в графе 44 ДТ непосредственно из информационных систем ФОИВ, с которыми ФТС России работает в режиме онлайн, либо из Базы данных разрешительных документов ЕАИС ТО, если работа с ведомством выстроена на регламентной основе. Несколько слов о видах разрешительных документов. При экспорте – это заключения в области экспортного контроля (44%), лицензии Минпромторга (10%). Сергей Шкляев обратил особое внимание на то, что в настоящее время участники ВЭД при оценке характеристик товара либо по результатам проведенной экспертизы могут самостоятельно формировать заключение в области экспортного контроля по установленной форме и представлять сведения о нем таможенным органам, в том числе при совершении таможенных операций, а ФТС России обеспечена реализация процедуры автоматизированной проверки соответствующего решения декларанта. При импорте – почти 90% всех разрешительных документов составляют документы о соответствии продукции обязательным требованиям технических регламентов ЕАЭС. В настоящее время сервис взаимодействия ФТС России и Росаккредитации работает с высокой степенью эффективности. Представление содержательных ответов позволяет исключить запросы у декларантов сведений о декларациях о соответствии и сертификатов соответствия, а также минимизировать количество запросов дополнительных документов.
Еще одним достижением в развитии таможенного администрирования по направлению запретов и ограничений стало завершение работы по полномасштабному использованию ЕАИС ТО при осуществлении контроля исполнения лицензий, выданных Минтромторгом России. В 2020 году в соответствии с приказом ФТС России от 18.12.2019 № 1907 «Об утверждении технологии совершения таможенных операций, связанных с применением информационной системы таможенных органов для контроля за перемещением товаров, при экспорте и (или) импорте которых применяется лицензирование» определены совокупность и последовательность совершения таможенными органами действий, связанных с применением ЕАИС ТО. Технология применяется в отношении лицензий, сведения из которых могут быть получены таможенными органами из ЕАИС ТО, а также из информационных систем иных государственных органов в рамках информационного взаимодействия. В ходе совершения таможенных операций, связанных с выпуском товара, при экспорте и (или) импорте которого применяется лицензирование, ЕАИС ТО обеспечивает получение должностным лицом таможенного органа, в котором осуществляется таможенное декларирование и выпуск лицензируемого товара, сведений из лицензии, указанной в декларации на товары, необходимых для осуществления контроля и учета такого товара, а также хранение информации об исполнении лицензии. При этом при обеспечении технической возможности действия, предусмотренные технологией, в ближайшем будущем планируется осуществлять исключительно в автоматическом режиме без участия должностного лица таможенного органа. Уже можно подвести итоги и констатировать, что технология заработала и показывает себя достаточно эффективной. Лицензии представляются в таможенный орган в электронном виде без необходимости представления их на бумажном носителе. С учетом опыта работы с лицензиями Минпромторга России ФТС России сейчас проводится комплекс мероприятий, направленных на автоматизацию контроля за перемещением товаров, лицензируемых ФСТЭК России. В целом, развитие таких технологий направлено на увеличение объема автоматического выпуска товаров, в отношении которых применяется лицензирование.
Не менее важным направлением является работа по совершенствованию электронных сервисов, предназначенных для персонифицированного информационного взаимодействия между участником ВЭД и таможенными органами. На основе «Личного кабинета участника ВЭД» и информационного сервиса «Разрешительные документы», декларанты в режиме времени, близкому к реальному, могут видеть поступающие и используемые ЕАИС ТО документы, выданные различными ФОИВ для таможенных целей. Проверив наличие сведений о разрешительных документах в электронном архиве декларанта либо в иных информационных ресурсах ЕАИС ТО посредством применения «Личного кабинета участника ВЭД», можно декларировать товары без опасения поступления дополнительных запросов со стороны таможенных органов в отношении таких документов. По мнению Сергея Шкляева, функциональные возможности электронных сервисов, которыми могут пользоваться декларанты, значительно упрощают процесс декларирования, сокращают временные издержки, позволяют отказаться от посреднических услуг и исключают условия для возникновения коррупционных рисков в процессе совершения таможенных операций. ФТС России продолжит работу, направленную на автоматизацию совершения таможенных операций, в том числе по внедрению технологий и элементов искусственного интеллекта. «Анализ неструктурированных данных – это то, над чем мы сегодня активно работаем во взаимодействии с другими структурными подразделениями ФТС. В настоящее время в отдельных таможенных органах проводится эксперимент по внедрению технологии применения семантических подходов обработки сведений, представляемых декларантами для подтверждения соблюдения запретов и ограничений. Мы полагаем, что по результатам эксперимента перейдем на очередной уровень развития таможенного администрирования, позволяющий полностью обеспечить автоматический выпуск товаров, которые в настоящее время не реализованы в алгоритмах автовыпуска», – поделился планами Сергей Шкляев.
По окончании доклада представитель ФТС России ответил на вопросы. По традиции были заданы вопросы, связанные с ввозом проб и образцов для целей оценки соответствия. В частности, бизнесом предложено разработать рекомендации ФТС России таможенным органам, в которых учесть сформированную правоприменительную и судебную практику. Сергей Шкляев сообщил, что таможенными органами предложения бизнеса, которые были направлены в установленном порядке, учтены и направлены на рассмотрение в Минпромторг и Росаккредидацию с проектом соответствующих рекомендаций. Однако до настоящего времени от данных ведомств согласованный проект документа в ФТС России не поступил. Также бизнесом была предоставлена информация о проблеме, связанной с реализацией возможности российским аккредитованным органам по сертификации и лабораториям открывать свои филиалы за рубежом.
Галина Донцова, консультант Ассоциации экспресс-перевозчиков, свое выступление посвятила вопросу применения сертификатов о происхождении товаров на непреференциальные страны. Суть проблемы она пояснила на конкретном примере: были введены антидемпинговые пошлины на китайские подшипники и теперь российская таможня требует на все аналогичные товары из иных стран также представлять оригинал сертификата происхождения в бумажном виде, а до его предоставления требует обеспечение на сумму антидемпинговой пошлины (30-40% от таможенной стоимости). При этом таможенники ссылаются на решение Совета ЕЭК от 13 июля 2018 г. № 49 «Об утверждении правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)». Но товар ввозится из европейских стран, где торгово-промышленные палаты выдают сертификаты только в электронном виде. Информация о сертификатах размещается на сайтах зарубежных ТПП и на сайте ЕЭК, поэтому в других странах ЕАЭС импортеры просто указывают номер сертификата, который они получили в иностранной ТПП, таможня сверяет номер с информацией на указанных сайтах, и выпускает товар. Таким образом, российский бизнес находится в неравных конкурентных условиях из-за того, что российские таможенники требуют
оригиналы сертификатов на бумажном носителе. Необходимо эту ситуацию исправлять, резюмировала Галина Донцова. Комментируя выступление эксперта, Олег Князев, представитель Управления товарной номенклатуры ФТС России, отметил, что сегодня в таможенный орган можно представить копию сертификата из электронной базы, а не оригинал, поэтому, по его мнению, речь идет о каких-то конкретных случаях. Со своей стороны, представитель ЕЭК Олег Павлюченко проинформировал участников заседания, что Комиссия с прошлого года ведет мониторинг правил, утвержденных решением Совета ЕЭК № 49, и на основе предложений бизнеса сейчас готовятся поправки в этот документ, которые устранят проблемы с использованием электронных сертификатов. Завершая дискуссию по этому вопросу, Георгий Петров предложил агрегировать эти конкретные случаи и подготовить обращение в УТР ФТС России и в ЕЭК.
Затем Галина Баландина, старший научный сотрудник РАНХиГС, проинформировала участников заседания о ходе обсуждения на площадке Минфина предложений по внесению изменений в главу 24 Таможенного кодекса ЕАЭС в отношении процедуры переработки на таможенной территории. Подготовленные бизнесом поправки направлены на изменение подхода таможенных органов к контролю в рамках этой процедуры. «Если кратко сформулировать, суть этих поправок заключается в переходе от контроля каждой декларации к контролю по данным учета предприятия за определенный период, – пояснила Галина Баландина. – Исходя из опыта других стран мы полагаем, что только таким путем можно снять излишние административные барьеры и повысить эффективность таможенного контроля». Докладчица с сожалением констатировала, что пока переговоры идут очень сложно, поскольку по мнению представителей ФТС России особых проблем с применением данной процедуры нет. Тем не менее одна маленькая победа уже одержана: таможенная служба согласилась на то, что в процедуре переработки на таможенной территории могут применяться такие операции, как маркировка, упаковка, переупаковка.
В заключение Константин Курочкин, руководитель компании «Таможенный адвокат», рассказал о правоприменении статьи 226.1 Уголовного кодекса РФ («Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия…»). Проблема состоит в том, что это бланкетная норма и упоминаемые в ней понятия достаточно размыты, поэтому на практике в зоне риска привлечения к уголовной ответственности по этой статье находится любое лицо, перемещающее товары через границу. По мнению спикера, необходимо четко дифференцировать составы этой статьи, а товарную контрабанду передать в административное законодательство.