9 июня прошел вебинар, посвященный обзору проблем, возникающих у плательщиков при уплате утилизационного сбора
![9 июня прошел вебинар, посвященный обзору проблем, возникающих у плательщиков при уплате утилизационного сбора.](/images/ved/2023/19-06-2023.jpg)
Вебинар провела Наталья Кохманская, главный таможенный инспектор Акцизного специализированного таможенного поста (ЦЭД) Центральной акцизной таможни. Вначале она представила обзор нормативной базы, отметив, что утилизационный сбор взимается в соответствии со статьей 24.1 федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Этой статьей установлено, что при ввозе на территорию РФ колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин и прицепов к ним уплачивается утилизационный сбор. Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора утверждены постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291. Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, а также правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении этих категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 6.02.2016 № 81. Докладчица подчеркнула, что сроки списания таможенным органом утилизационного сбора данными постановлениями не установлены. Она вкратце рассказала о порядке уплаты утилизационного сбора. Декларант представляет в таможенный орган расчет утилизационного сбора, заполненный по форме, размещенной в приложении к правилам. Расчет подписывается электронной подписью и размещается в электронном архиве документов декларанта и в графе 44 декларации на товаре с кодом видов документов и сведений 10064. Одновременно представляются копии документов, предусмотренных правилами. Таможенный инспектор проверяет расчет и, если все правильно, формирует таможенный приходный ордер. На основании ТПО производится учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора, после чего информация об уплате направляется в АО «Электронный паспорт» в автоматическом режиме.
Отдельно Наталья Кохманская остановилась на ситуации, когда ТПО сформирован, но в «Личном кабинете» статус его – «не оплачен», то есть денежные средства не списаны. Причин этому может быть несколько, – отметила докладчица. – Первая причина – на лицевом счете плательщика недостаточно денежных средств. Почему их может быть недостаточно? Они могли быть перечислены, но вы неверно указали реквизиты – ИНН получателя (ФТС) или плательщика либо указано несуществующее значение. Может быть указан неверный КБК. КБК имеет строгое назначение, и если деньги уплачены, например, за ввоз самоходной техники из Республики Беларусь, то они не спишутся за технику, ввезенную из другой страны. Это происходит автоматически – инспектор не может изменить КБК, перезачесть денежные средства. Возможно также, что денежные средства были списаны, но поступят на наш счет только на следующий день после списания».
Затем она перешла к разбору ошибок, которые допускают плательщики при уплате утилизационного сбора. Во-первых, это отсутствие документов, предусмотренных нормативными актами. Так, в соответствии с пунктом 11 правил в отношении колесных транспортных средств должны представляться копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии). Наталья Кохманская обратила внимание на такой аспект: в связи с частичной легализацией параллельного импорта порядок выпуска транспортных средств был упрощен, так что можно не представлять некоторых из этих документов при декларировании, однако в постановление № 1291 внесены изменения не были, поэтому для списания утилизационного сбора представление этих документов является обязательным. «Связано это с тем, что часто невозможно проверить правильность расчета утилизационного сбора при помощи иных документов, например, товаросопроводительных или об оценке соответствия, поскольку они не содержат сведений о технических характеристиках: объем двигателя, мощность силовой установки, вес и т.п., – пояснила докладчица. – Если же мы не находим в декларации подтверждения технических характеристик, утилизационный сбор списан не будет». Такие декларации на товары (с ошибками) размещаются на сайте ЦАТ в разделе «Сведения о товарах, по которым не осуществлено списание утилизационного сбора».
Следующая ошибка – отсутствие расчета утилизационного сбора или представление его с неверным кодом. С 1 апреля 2022 года в соответствии с решением Коллегии ЕЭК от 29.06.2021 № 79 и приказом Минфина от 11.10.2021 № 148н расчет суммы утилизационного сбора подается в виде электронного формализованного документа с кодом вида документов и сведений 10064. По словам докладчицы, документ с кодом 09023 (например, в виде сканированного документа) таможней принимается, но если не представлен еще расчет под кодом 10064, то утилизационный сбор списан не будет. Также бывают случаи – при несовпадении версий программных средств, что расчет представлен, но не открывается. Проверить такой расчет таможенники не могут, поэтому он также отправляется на сайт в раздел ДТ с ошибками. «Здесь два пути: или с разработчиками решать проблему, чтобы мы видели ваш расчет, или дополнительно представлять еще в сканированном виде», – отметила Наталья Кохманская. В правильно заполненном расчете обязательно должны быть указаны код таможенного органа, в который он подается (при электронном декларирования – Акцизный специализированный таможенный пост ЦАТ с кодом 19100), VIN (PIN), дата выпуска, рабочий объем двигателя, коэффициент, сумма утилизационного сбора, марка, модель и т.д., то есть заполняются все поля, предусмотренные постановлениями № 1291 и № 81. Особое пожелание от АО «Электронный паспорт» – заполнять последнюю графу «Номер бланка паспорта транспортного средства/паспорта шасси или уникальный номер электронного паспорта транспортного средства» (если поданы документы в АО «Электронный паспорт» и номер бланка уже есть). Также должны быть указаны данные плательщика – это данные из графы 14 ДТ (декларант, лицо, которое ввезло транспортное средство).
Еще одна ошибка – отсутствие карточки учета транспортного средства (самоходной машины), т.н. КУТС, который является взаимосвязанным с декларацией на товары документом. Докладчица подчеркнула, что заполнение КУТС не регламентировано никакими нормативными актами, но ТПО формируется автоматически из ДТ и при выгрузке полей в ТПО КУТС – наиболее подходящий элемент, поскольку там собраны все сведения о транспортном средстве. В ТПО включаются данные из КУТС, расчета утильсбора и графы 31 ДТ, в частности, из приложения «Автомобили», которое тоже нужно заполнять. «Если в графе 31 ДТ, которую вы подаете, под одним товаром несколько транспортных средств, и тем более если не сформированы карточки учета транспортного средства, скорее всего, ТПО не будут сформированы, инспектору придется делать их вручную, – пояснила докладчица. – Для этого он должен пересмотреть все товаросопроводительные документы, каталоги, фотографии шильд, номер двигателя, PIN самоходной машины или VIN транспортного средства, номер кузова – в общем, это огромная работа, которая занимает много времени. При этом все равно будут проблемы с выгрузкой этого ТПО в системы электронных паспортов (СЭП)». Наталья Кохманская еще раз заострила внимание слушателей на том, что электронный обмен между таможенными органами и уполномоченными на выдачу электронных паспортов организациями осуществляется после оформления ТПО и списания утильсбора в автоматическом режиме путем передачи сведений в АС «Электронный паспорт» с последующей передачей их в АО «Электронный паспорт» на основании заполненной карточки учета самоходных машин или транспортного средства. Поэтому для корректной передачи данных в АО «Электронный паспорт» необходимо заполнение карточки учета самоходных машин или транспортного средства в декларации на товары. Следует иметь в виду, что неверное заполнение КУТС также приведет к некорректной выгрузке. Номер КУТС обязательно должен содержать код таможенного органа декларирования; поле VIN заполняется в обязательном порядке, причем латинскими буквами и арабскими цифрами, исключая буквы O, I и Q. «Если буквы заполнены на русской раскладке клавиатуры, такие VIN-номера не выгрузятся, поэтому перепроверяйте, – посоветовала докладчица. – Акцентирую на этом внимание, потому что таких ошибок очень много». Следующий нюанс: в поле VIN по стандарту 17 цифр, но есть требования АО «Электронный паспорт» в отношении самоходных машин – в поле VIN должен быть внесен PIN, то есть заводской номер самоходной машины, хотя в нем не 17 цифр. То же самое с кузовом – есть короткие номера транспортных средств, которые выпущены в Японии или Китае. Еще надо помнить, что в карточке указывается ИНН плательщика утилизационного сбора – декларанта из графы 14 ДТ, то есть лица, которое ввезло транспортное средство (передачи по доверенности не может быть). Кроме того, встречаются ошибки, связанные с отличием сведений, поданных в СЭП и в ЦЭД: поля должны быть идентичны – в КУТС, в расчете утилизационного сбора и в графе 31 ДТ. «При корректном заполнении выгрузка происходит автоматически. Если неправильно заполнены поля, ваш электронный паспорт не станет активным. Вы направляете жалобы в таможенный орган, но мы не можем ничего исправить без вашего участия. Для исправления неверно заполненных полей декларанту приходится подавать обращение на внесение изменений в выпущенную ДТ, на принятие КДТ у нас месяц (хотя, конечно, мы стараемся принять быстрее), в итоге получение электронного паспорта затягивается, – констатировала Наталья Кохманская. – Поэтому, прежде чем жаловаться, поднимите декларацию и проверьте заполнение. У нас много обращений, когда участники ВЭД говорят, что все заполнено правильно, открываем карточку и видим ошибки, например, VIN отсутствует, и пока вы не заполните это поле, информация никуда не уйдет».
В заключение докладчица ответила на вопросы участников вебинара. Один из слушателей спросил, почему в «Личном кабинете» на сайте ФТС такая задержка с ТПО: минимум сутки с момента оформления? «Мы знаем об этой проблеме, – сказала Наталья Кохманская, – в некоторые базы данных информация загружается с задержкой на сутки. Пока решить эту проблему не удалось, но разработчики программного средства занимаются ее решением». Еще один слушатель пожаловался, что при подаче расчета утилизационного сбора сформирован ТПО и списаны деньги на один погрузчик из шести, хотя деньги на ЕЛС имеются. По словам докладчицы, скорее всего, либо декларация с ошибками, что-то неправильно заполнено, либо было недостаточно денежных средств на момент списания. Плательщику дается 15 дней на подачу документов, необходимых для списания утилизационного сбора. «Если в течение этих 15 дней у вас было недостаточно денежных средств на лицевом счете, то считается, что документы, необходимые для списания утилизационного сбора, вами поданы не были. Поэтому вы должны подать корректировку декларации и приложить новый расчет утилизационного сбора и желательно платежное поручение, по которому утилизационный сбор был уплачен», – объяснила Наталья Кохманская. Последний вопрос касался пени по утилизационному сбору, если ДТ подана без расчета, затем расчет представлен, а деньги списали через месяц. «Если расчет был и все документы, предусмотренные правилами, были приложены в сроки, оговоренные постановлениями, то пени начисляться не будут, – ответила Наталья Кохманская. – В отношении самоходных машин вы должны представить документы на момент выпуска ДТ, колесной техники – в течение 15 дней со дня, следующего за днем выпуска. Если в течение этих сроков вами не были представлены документы, будут начисляться пени с того момента, когда вы представили эти документы».
ОС ФТС