6 апреля Федеральная таможенная служба провела вебинар, посвященный началу эксперимента по таможенному мониторингу
![6 апреля Федеральная таможенная служба провела вебинар, посвященный началу эксперимента по таможенному мониторингу.](/images/ved/2023/12-04-2023.jpg)
Вебинар провел Денис Грязин, начальник отдела развития технологий после выпуска Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России. Вначале он обозначил нормативно-правовую базу эксперимента по таможенному мониторингу, который Федеральная таможенная служба проводит совместно с Минфином. Пунктом 34 Плана мероприятий на период 2021-2024 годов по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года предусмотрено внедрение технологии таможенного мониторинга в отношении уполномоченных экономических операторов. Федеральным законом от 14.07.2022 № 314-ФЗ «О внесении изменения в статью 120 федерального закона “О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“» правительство было наделено соответствующими полномочиями и постановлением Правительства РФ от 16.02.2023 № 240 определено таможенным органам провести с 3 апреля 2023 года по 1 ноября 2024 года эксперимент по мониторингу сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров. В настоящее время на регистрации в Минюсте находятся приказ ФТС России о внесении изменений в приказ ФТС России от 20.12.2018 № 2077 «Об утверждении форм отчетов, порядка заполнения форм отчетов, представления отчетности, способов и сроков представления отчетности уполномоченными экономическими операторами» (УЭО, участвующие в эксперименте, освобождаются от представления отчетности) и приказ ФТС России об утверждении форм и порядка заполнения документов, используемых при проведении таможенного мониторинга. Кроме того, до 1 июня Федеральная таможенная служба должна доработать Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов, обеспечив автоматизированный расчет показателей таможенного декларирования используемых в эксперименте компаний, а также сопоставление сведений из ЕАИС со сведениями, полученными из информационных систем участников эксперимента. «В марте мы на нашем сайте и в telegram-канале разместили информацию о проведении таможенного мониторинга, а также провели совещание с представителями УЭО», – сообщил Денис Грязин.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2023 № 240 «О проведении эксперимента по мониторингу таможенными органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров» определены порядок, условия и сроки проведения эксперимента. По словам спикера, в число организаций, имеющих право на участие в эксперименте, кроме уполномоченных экономических операторов по поручению правительства были включены еще резиденты промышленных кластеров. Главными условиями являются ведение раздельного учета иностранных товаров и товаров Союза и представление таможенным органам сведений из системы учета. Если эти условия соблюдены, компании достаточно подать в ФТС России уведомление об этом в свободной форме и с момента его поступления она считается участником эксперимента. Таможенные органы начинают мониторить показатели таможенного декларирования товаров данной организации, определенные приложением № 1 к постановлению № 240. При выявлении системой хотя бы одного из этих показателей (всего их 13) таможенным органом принимается решение о проведении таможенного мониторинга и запрашиваются сведения из системы учета товаров участника эксперимента для проведения сверки. Перечень таких сведений содержится в приложении № 2 к постановлению № 240. Денис Грязин признал, что перечень довольно большой, однако он напомнил, что на практике потенциальные участники эксперимента давно доработали свои программные продукты для представления этих сведений в рамках распоряжения ФТС России от 07.05.2019 № 81-р «О проведении тестирования информационных систем таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности» (о «витринах данных»), которое является прототипом таможенного мониторинга. «Среди участников тестирования есть и уполномоченные экономические операторы и информационные операторы. Мы ждем от них уведомлений об участии в эксперименте по таможенному мониторингу. Постановлением срок подачи таких уведомлений установлен до 30 июня 2024 года», – резюмировал докладчик.
Во второй части вебинара Денис Грязин ответил на вопросы, направленные заранее и поступившие онлайн. Один из слушателей спросил: правильно ли он понял, что заявление на участие в эксперименте можно подать в любой день до 30 июня 2024 года и никаких временных ограничений нет? «Да, такая дата определена в связи с тем, что мы должны успеть промониторить показатели декларирования за квартал и принять решение о проведении таможенного мониторинга в течение месяца», – пояснил докладчик. Другой участник вебинара попросил уточнить, сколько времени отводится на сам процесс мониторинга? Спикер ответил, что все прописано в постановлении № 240: ежеквартально таможенники мониторят показатели и в течение месяца проводится таможенный мониторинг. Там же содержится ответ на вопрос: какие органы по иерархии будут проводить таможенный контроль? В постановлении указано, что таможенный мониторинг проводится таможенным органом, в регионе деятельности которого лицо, участвующее в эксперименте, состоит на учете в налоговом органе. Участники эксперимента также определены постановлением, повторил спикер, отвечая на вопрос: планируется ли допуск к участию в эксперименте компаний низкого уровня риска, а также организаций, подавших заявление на получение статуса УЭО, но еще не получивших свидетельство? Постановлением определено, что участвовать могут действующие уполномоченные экономические операторы, находящиеся в реестре УЭО, и участники промышленных кластеров, реестр которых ведет Минпромторг. Что же касается вопроса о перечне документов, которые участники ВЭД должны представить после таможенного мониторинга для защиты своей позиции, то такой перечень постановлением как раз не утвержден. «После того как участник эксперимента получит заключение о результатах таможенного мониторинга с указанием выявленных признаков нарушений, он может представить любые документы для доказательства своей правоты – подчеркнул Денис Грязин.
Ряд вопросов касался технических аспектов. Можно ли будет передавать запрашиваемые таможней сведения через «Личный кабинет участника ВЭД»? Ответ отрицательный: нужен специальный софт для выгрузки необходимых для таможенного мониторинга данных, при этом участник эксперимента должен настроить свои системы так, чтобы выгружать эти сведения в соответствии с альбомом форматов, разработанным на основе приказа ФТС России от 25.03.2019 № 489 «Об утверждении Порядка разработки, опубликования и внесения изменений в форматы и структуры электронных документов, участвующих в обмене при взаимодействии таможенных органов Российской Федерации и заинтересованных лиц». Свой порядок установлен и для информационных операторов: он содержится в приказе ФТС России от 29.04.2021 № 358 «Об установлении Порядка подключения информационной системы информационного оператора к информационной системе таможенных органов». «Вам следует ним ознакомиться, если вы хотите стать информационным оператором для участников эксперимента и представлять сведения из их систем учета в таможенные органы», – посоветовал докладчик.
На важный вопрос: предусмотрено ли освобождение от ответственности за нарушение таможенных правил, выявленных в ходе таможенного мониторинга, был дан отрицательный ответ. «Таких послаблений нет. Возможно, по результатам эксперимента будет принято решение о внесении изменений в федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ в части освобождения от ответственности», – сказал Денис Грязин. Отвечая на вопрос, в чем же тогда практический смысл участия в эксперименте, он пояснил, что определенные послабления для участников эксперимента сделаны – уполномоченные экономические операторы не представляют отчетность и у них не проводятся выездные таможенные проверки (за исключением случаев, оговоренных в постановлении № 240). Однако слушатели попросили дополнительных разъяснений. Был задан вопрос: разве наличие «витрины данных» автоматически не отменяет ежегодную отчетность УЭО? На это докладчик ответил, что эксперимент, проводимый в рамках распоряжения № 81-р, должен закончиться и плавно перейти в эксперимент по таможенному мониторингу. На вопрос об освобождении от других форм контроля был дан следующий ответ: в постановлении указано, что не проводятся только выездные таможенные проверки, другие формы контроля и меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут проводиться. Еще одно уточнение потребовалось в отношении аргументируемых возражений компании на заключение о результатах таможенного мониторинга: мероприятия таможенного контроля не проводятся так же, как и в случае отсутствия нарушений? «Если аргументы участника эксперимента устроили таможенный орган, мы не будем проводить таможенный контроль, например, в форме таможенной проверки», – подтвердил спикер. Что же касается вопроса о том, какие конкретно проблемы поможет снять таможенный мониторинг, например, в части корректировки таможенной стоимости, он ответил так: «Это сложно сказать. Мы еще не провели ни одного таможенного мониторинга, то есть у нас нет ни одного заключения, и мы не получили доводы участников эксперимента по таким заключениям. Практика покажет».
ОС ФТС